Богоявленский благочиннический округ -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

 

Священнослужители, пострадавшие за веру Христову  (уроженцы Первомайского района Тамбовской области).

 

 

 

Икона священномученика Василия, архиепископа Черниговского

(Михаило-Архангельский храм с.Старосеславино)                                                                   

Священномученик архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский)

Память 14 августа , прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г.

     Священномученик Василий родился 1 февраля 1867 года в селе Старосеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. После окончания Тамбовской Духовной семинарии (со знанием студента, по первому разряду) 20 сентября 1888 г. Василий Дмитриевич Богоявленский был рукоположен во диакона к церкви Рождества Христова в селе Старая Дегтянка Козловского уезда. 11 марта 1890 г. рукоположен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, и в этой должности состоял до 1896 года, при этом занимал должность законоучителя в нескольких церковно-приходских школах.

     Неизлечимая болезнь жены заставила о. Василия подумать о других условиях службы Cвятой Церкви, побудила его расстаться с родной Тамбовской епархией и переселиться в 1896 году в Казань, для продолжения образования в Казанской Духовной Академии, которую о. Василий окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Будучи студентом академии, о. Василий состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при пяти батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. По окончании о. Василий академии служил в кафедральном соборе, затем в церкви казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, с 1901 г. – в кладбищенской церкви.

    В 1905 году о. Василий вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо – Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также Речного училища первого разряда, в течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов Казанской Духовной Академии и Казанского епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе, членом церковного историко-археологическогно общества. В 1907 году о. Василий был назначен членом Казанской консистории. В это время он написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Казань, 1907 г.), за которое советом Казанской Духовной Академии 4 июня 1907 года был удостоен степени магистра богословия.
   Овдовев, священник Василий 14 августа 1908 г. в Александро – Невской лавре принял монашеский постриг от Гдовского епископа священномученика Кирилла (Смирнова), с оставлением прежнего имени. 15 октября иеромонах Василий был назначен ректором Черниговской Духовной семинарии с возведением с сан архимандрита.

   26 июля 1909 г. в Александро-Невской лавре состоялась хиротония архимандрита Василия в епископа Сумского, викария Харьковской епархии, которую возглавил Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский). За два года пребывания на кафедре епископ Василий благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем два странноприимных дома. В марте 1911 года стал епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии, а 12 мая того же года был назначен епископом Черниговским и Нежинским. За первые два года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 года в Чернигове были заложены храм во имя святого князя Александра Невского и епархиальный дом именем императора Николай II, освящение которых состоялось 14 ноября 1912 года. Никольский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций, была собрана большая библиотека, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, посредством организации научно-богословских лекций было широко поставлено дело религиозно-нравственного просвещения, работал книжный магазин братства святого князя Михаила Черниговского. Епископ Василий предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах епархии. Также был создан санаторий для воспитанников духовной семинарии

   По благословению епископа Василия 11 апреля 1912 года в Никольском хуторе Новгород Северского уезда было открыто второе епархиальное женское училище (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо Васильевским – во имя святителя Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия именем Василия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком монастыре епископ Василий устроил духовную музыкально-певческую школу.
В 1914 году Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец гражданина Завадовского в с. Ляличи Суражского уезда для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений. Один из первых взносов на покупку дворца (1 тыс. рублей) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года по благословению епископа Василия была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

    Епископ Василий активно руководил деятельностью братства святого князя Михаила Черниговского, созданного в 1888 году. Основными задачами братства были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку в братстве в основном состояли крестьяне. Епископ Василий придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 года в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова императором Николаем II под руководством епископа Василия была создана книга «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 году в епархии начал выходить научно-богословский журнал «Вера и жизнь». С 1914 года братство святого князя Михаила Черниговского издавало газету «Черниговский церковно общественный вестник» (сначала три раза в неделю, затем ежедневно).

   После Февральской революции 1917 года по распоряжению Черниговского губернского исполкома архиепископа Василия дважды арестовывали, 29 марта 1917 года он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, но был освобожден за недоказанностью обвинений. 14 апреля того же года по указу Временного Правительства архиепископ Василий был освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой и назначен настоятелем Теребенской, во имя святителя Николая Чудотворца, пустыни, 11 августа переведен настоятелем в Заиконоспасский московский в честь Нерукотворного образа Спасителя монастырь.

   20 июля 1918 года Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов архиепископ Василий был включен в состав Собора. 24 июня назначен благочинным ставропигиальных монастырей. 14 – 17 августа Патриарх Святитель Тихон и Синод постановили послать архиепископа Василия, архиепископа Матфея (Померанцева) и мученика миссионера Алексея Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиепископа священномученика Андроника (Никольского). На обратном пути в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиепископом Василием, ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Это произошло 27 августа 1918 года. Архиепископ Василий был прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 г.

 

Священномученик епископ Великолуцкий и Торопецкий Иоанн (Троянский)

Память 4 сентября , прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г.

   Владыка Иоанн родился 10 ноября 1862 года в селе Новокленское Первомайского района Тамбовской области в семье священника. В 1884 году окончил тамбовскую Духовную семинарию и 10 сентября того же года рукоположен в иерея. До революции служил в Тамбовской епархии. В 1922 году перешел в обновленческий раскол. В 1925 году по покаянию был принят в лоно Русской Православной Церкви. 3 марта 1925 (1926) года – хиротонисан во епископа Акмолинского и Петропавловского, викария Омской епархии. Затем находился в ссылке в течении пяти лет. В 1930 году назначен епископом Бугурусланским. В марте 1931 (1932) года назначен епископом Рыбинским, в управление викарством не вступал. В ноябре 1932 года направлен в г. Калинин в распоряжение архиепископа Тверского (Калининского) Фаддея (Успенского). С 1935 по 1937 года управлял Великолукской и Торопецкой епархией, а так же являлся епископом Осташковским, викарием Калининской епархии. До ареста проживал в городе Торопце Калининской области и являлся епископом Великолужской епархии. Арестован 22 июля 1937 года Торопецким РО УНКВД по обвинению в проведении антисоветской агитации, направленной против мероприятий Советской власти. решением Тройки УНКВД Калининской области от 31 августа 1937 года епископ Иоанн Троянский был осужден по ст. 58-10 к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 сентября 1937 года. Сведений о месте захоронения не имеется.
    Заключением Тверской облпрокуратуры от 31 июля 1989 года Троянский И. Е. был реабилитирован.

 

 

Священномученик иерей Иван Петрович Федоров

Память 1 июня.

   1871г.р., уроженец с. Старосеславино Козловского уезда Тамбовской губернии. Служил священником в церкви с.Андреевка Балаклейского р-на Харьковской обл. Арестован в 1937г. органими НКВД и приговорен к ВМН - растрелу. Приговор приведен в исполнение 25 августа 1937г.

    Кананизирован определением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 22 июня 1993г. как местночтимый святой Слободского края Харьковской епархии.

 

 

Тамбовские новомученики и исповедники

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Тамбовская земля явила немалое число новомучеников и исповедников Российских, память которых мы чтим.
Далее...